Как отменить аукцион на земельный участок

Содержание

Земельный аукцион или как чиновники меняют аренду на продажу?

Как отменить аукцион на земельный участок

Некоторые чиновники хитро используют земельный аукцион, чтобы:

  1. отказать в предоставлении участка без торгов в аренду,
  2. либо отпугнуть высокой ценой от участия в аукционе по продаже земельного участка.

Как используют земельный аукцион в ущерб нашим правам?

Покажу на примере, а потом рассмотрим 4 обстоятельства, которые помогут противостоять чиновничьим уловкам.

Каждый имеет законную возможность получать земельные участки без торгов в аренду или собственность.

Количество участков, которые можно получить без торгов, и без каких-либо льгот неограниченно.

Прописка тоже значения не имеет.

Земельные участки без торгов можно получать в любом регионе

Получение земли без торгов означает, что земельный аукцион не проводится.

Если участок, который хотите получить без торгов, не сформирован, то составьте Схему участка.

Затем заполните заявление о предварительном согласовании и приложите Схему земельного участка.

Обратите внимание.

Схему участка можно сделать самостоятельно. Кадастровый инженер на этой стадии не нужен.

В заявлении о предварительном согласовании вы указываете о своем желании арендовать или купить земельный участок.

Иными словами, вы сами определяете, на каком праве получать земельный участок: в аренду или собственность.

Поданная в администрацию Схема земельного участка и заявление запускают определенные процессы.

Эти процессы прописаны в законе. Их целесообразно понимать, чтобы слепо не полагаться на порядочность чиновников.

Если кратко, то процедура может проходить несколько стадий.

  • Администрация публикует извещение о возможности проведения земельного аукциона,
  • Если никто не подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники утверждают Схему участка.  Администрация выносит постановление о предварительном согласовании предоставления участка. Это означает, что заявитель имеет право получить участок без торгов в аренду или собственность. (В зависимости от того, какой вид права указали в заявлении). Свое право можете реализовать в течение 2 лет.
  • Если кто-то подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники откажут в утверждении Схемы. Отказ автоматически запускает стадию — земельный аукцион. Иными словами, процедура переходит в режим аукциона.

Как земельный аукцион по аренде превращают в аукцион по продаже?

Получив Схему и заявление о предварительном согласовании для предоставления земельного участка в аренду, чиновники публикуют извещение о возможности проведения аукциона по продаже земельного участка, то есть по предоставлению участка в собственность.

Если кто-то откликается на это извещение, то чиновники объявляют аукцион не по предоставлению в аренду как указано в заявлении о предварительном согласовании, а по продаже в собственность.

Другими словами, объявляя земельный аукцион, администрации подменяет аренду на собственность

Причины и мотивы действий сотрудников администрации могут быть абсолютно разные:

  • нежелание сдавать хороший участок в аренду в принципе;
  • желание продать участок, чтобы наполнить бюджет, а потом получать земельный налог вместо невысокой арендной платы;
  • намерение отказать в предоставлении участка без торгов в аренду и затем отпугнуть участников от аукциона высокой продажной стоимостью участка;
  • и т.д.

Цели и мотивы чиновников не столь важны.

Важно другое:

  • почему подобная подмена аренды на собственность стала возможной;
  • чем обосновать незаконность действий чиновников администрации для проведения прокурорской проверки.

Начнем с первого вопроса.

Почему чиновники имеют возможность подменять аренду на собственность?

Причина проста – дыра в законодательстве.

Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники.

В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка.

Но при этом ни слова о том, что информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании.

Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа). Но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который  указали в заявлении.

Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.

В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона. Но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании.

Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении.

Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами.

4 обстоятельства помогут противостоять чиновникам

Указанные обстоятельства я перечислю в порядке убывания их значимости.

1. Вид права, указанный в заявлении имеет юридическое значение

Земельный кодекс содержит одну очень полезную статью.

В этой статье говорится:

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.

(см. подпункт 7 части 1 статьи 39.15 ЗК РФ).

Иными словами, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, является обязательным параметром заявления.

Без этого параметра чиновники просто отклонят заявление как несоответствующее закону.

Таким образом, вид права, указанный в заявлении является юридически значимым параметром, который чиновники не могут игнорировать.

2. Произвольное изменение вида права вводит в заблуждение неограниченный круг лиц

Вернемся к стадиям, которые должны проходить чиновники после получения заявления о предварительном согласовании.

После получения Схемы участка и заявления о предварительном согласовании администрация должна опубликовать извещение о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка.

В этом извещении указывается вид права: аренда или собственность.

Допустим, вы подали заявление на аренду.

Чиновники опубликовали извещение о возможности провести земельный аукцион не по аренде, а по продаже

Если никто не откликнется на это извещение, то по закону администрация должна утвердить Схему и согласовать предоставление участка заявителю в аренду. Потому что он просил именно аренду.

Однако, противоречие между видом права, указанным в извещении (собственность), и видом права, по которому заявитель фактически получает участок (аренда) свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц. Эти лица не могли изъявить желание участвовать в торгах по аренде, потому что было опубликовано извещение о продаже.

Таким образом, явное нарушение прав неограниченного круга лиц может стать хорошим поводом для прокурора дать оценку действиям чиновников из администрации.

3. Проведение процедур, инициированных гражданами на основании Схемы участка и заявления о предварительном согласовании, является обязанностью, а не правом администрации

Местные администрации, как собственники муниципальных земель, имеют право по своей инициативе организовывать и проводить земельные аукционы.

В таких земельных аукционах, чиновники вправе сами устанавливать вид права (аренда или собственность).

Иными словами, администрация сама определяет – сдавать участок в аренду или продавать.

Другое дело, когда чиновники получают Схему участка и заявление о предварительном согласовании.

Проведение процедур, инициированных Схемой и заявлением, является не правом, а обязанностью чиновников

При выполнении этих обязанностей, администрация не имеет такой свободы выбора, как по земельным аукционам, проводимым по ее инициативе.

Таким образом, произвольно менять вид права в процедурах, инициированных по заявлениям граждан, чиновники не могут.

4. Минэкономразвития подготовило проект закона, закрывающий дыру в вопросе земельного аукциона

Министерство подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации». (законопроект опубликован на сайте: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-17/00069739)).

Законопроект предусматривает добавление в статью 39.18 ЗК РФ дополнительного пункта следующего содержания:

В случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в зависимости от указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в заявлении о предоставлении земельного участка вида права, на котором заявитель, указанный в пункте 1 настоящей статьи, желает приобрести земельный участок.

Из содержания данного пункта следует, что Минэкономразвития ясно указывает, какой вид права должны указывать чиновники при выполнении процедур по земельным аукционам.

По состоянию на май 2018 года данный законопроект еще не принят.

Я надеюсь, что проект закона дойдет до Госдумы и депутаты его примут.

Тем не менее, сам факт наличия данного законопроекта подтверждает правоту тезиса: Чиновники не могут произвольно менять аренду на собственность или наоборот.

Если бы было иначе, то федеральные чиновники из Минэкономразвития не стали бы заморачиваться с данным законопроектом.

Если вы столкнулись с ситуацией, когда чиновники начинают «мухоморить» с заменой аренды на собственность, смело запускайте «торпеду» в прокуратуру.

Используйте для обоснования жалобы мои выводы, творчески переработав их под свою ситуацию.

При любом результате рассмотрения вашей жалобы вы остаетесь в выигрыше, потому что:

  • если прокурорская проверка выявит нарушения, то ваши права будут защищены и восстановлены;
  • если прокурорская проверка не даст положительный результат, то сам факт ее проведения заставит чиновников с уважительной опаской относиться к вам при последующей подаче документов на получение земельного участка.

Смотрите 7-минутное видео Земельный аукцион: аренда или собственность?

Пошаговая Инструкция

Используйте пошаговые инструкции, потому что они помогут обойти подводные камни при получении земельного участка.

PS. от 25 мая 2018 года.

Могу предположить, что все юридические выкладки загнали вас в унылое состояние.

Могу вас понять.

Я и сам хочу, чтобы жизнь в целом и особенно отношения с властью стали честнее и справедливей.

Однако, глядя на новое Правительство РФ и его главу, понимаю, что система кормления, возникшая еще до Ивана IV Грозного, продолжается.

Источник: https://paruslex.ru/zemelnyj-aukcion/

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика: причины, сроки, порядок действий

Как отменить аукцион на земельный участок

Заказчик по 44-ФЗ наделен правом отмены размещенной в ЕИС закупки. Электронный аукцион сегодня является наиболее популярной формой осуществления закупки. Для его отмены у заказчика должны быть весомые основания, а также следует придерживаться установленного порядка действий.

Понятие и правовое регулирование

Отмена электронного аукциона подразумевает прекращение закупочной процедуры и информирование об этом факте участников, которые на момент отказа от закупки уже подали заявки на участие в электронном аукционе. Также данная процедура предполагает размещение в ЕИС информации об отмене закупки.

Если в электронном аукционе были выделены отдельные лоты, то отменить его можно полностью или частично.

Отмена электронного аукциона опирается на следующие положения законодательства:

  1. Ст. 36 44-ФЗ, в которой приведены общие процессуальные требования к срокам аннулирования закупочной процедуры.
  2. П. 3 ст. 401 ГК РФ, которая позволяет отменить торги при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
  3. Ч. 6 ст. 63 44-ФЗ, которая содержит установленные законом сроки для отмены госзакупки.

По каким причинам заказчик может отменить аукцион

Заказчик наделен правом отмены электронного аукциона в следующих случаях:

  1. При изменении существенных условий госконтракта (если для их корректировки требуется гораздо большее время, чем это предусматривает срок подачи заявок).
  2. Были сокращены лимиты бюджетных обязательств, т. е. у заказчиков нет финансов на оплату необходимых товаров, работ и услуг.
  3. Пропала необходимость в поставке данных товаров, работ и услуг.
  4. Заказчик понял, что приобретение данных товаров, работ и услуг через аукцион нецелесообразно и нужно использовать иной способ госзакупок.
  5. Заказчик получил от ФАС предписание об отмене аукциона.
  6. По результатам общественных обсуждений было принято решение отменить закупку. Известно, что закупки с начальной ценой от 1 млрд р. должны пройти процедуру общественного обсуждения, и оно может закончиться за 3 дня до выбора победителя.
  7. Возникли форс-мажорные обстоятельства.
  8. Изменилась ситуация в экономике, что делает электронный аукцион невыгодным.

44-ФЗ не содержит указания на закрытый перечень причин и условий отмены электронного аукциона. То есть заказчику нет необходимости выбирать основание для отмены закупки из ограниченного перечня.

Он вправе самостоятельно принять решение об отказе от электронного аукциона, если сочтет это целесообразным.

Сроки отмены аукциона заказчиком

Общие требования к срокам для отмены электронного аукциона прописаны в ст. 36 44-ФЗ. Здесь сказано, что отменить процедуру заказчик вправе не позднее, чем за пять дней до финальной даты подачи заявок на участие в предстоящем аукционе.

Заказчик вправе отменить закупочное мероприятие и позже вплоть до даты подписания государственного контракта, если он докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы. Согласно п. 3 ст. 401 ГК, к таковым относятся чрезвычайные и непредотвратимые ситуации. При возникновении подобного рода ситуаций (например, стихийных бедствий и пр.) отменить закупку можно вплоть до подписания договора.

Но у заказчика есть еще один законный способ отменить закупку позже установленных сроков и без обстоятельств непреодолимой силы.

Для этого ему первоначально нужно внести корректировки в закупку с указанием весомой причины. Правки допускается вносить не позднее, чем за 2 дня до подачи заявок по ч. 6 ст. 63 44-ФЗ.

В результате срок подачи заявок продлится на 7 дней. Этого будет вполне достаточно, чтобы отменить проведение закупки.

Порядок отмены

Процедура отмены электронного аукциона должны включать в себя следующие этапы:

  1. Определяется необходимость отказаться от проведения аукциона и фиксируется причина.
  2. Заказчику нужно убедиться, что он попадает в установленные законом сроки для отказа от торгов в электронном виде и до конца подачи заявок осталось более 5 дней.
  3. Принимается решение отказаться от торгов и формируется соответствующий приказ. В приказе об отмене аукциона нужно прописать наименование заказчика, дату подготовки документа и предмет закупки, номер извещения в ЕИС, сведения о лице, которое было назначено ответственным за размещение информации об отмене аукциона. Решение об отмене закупки и приказ – это два разных документа. В первом просто фиксируется факт принятия такого решения заказчиком, во втором – еще и последствия принятия решения об отмене аукциона.
  4. Извещение об отказе от аукциона публикуется в ЕИС. Это необходимо сделать непосредственно в день издания приказа. Дата размещения указанных сведений в ЕИС и является датой отмены торгов.
  5. ЭТП автоматически направляет письменные уведомления всем участникам закупки, которые уже подали заявки на участие, об отмене электронного аукциона в течение часа после публикации сведений в ЕИС.
  6. Вносятся исправления в план-график не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. В графе 14 плана-графика указывается причина, которая привела к отмене закупки (согласно требованиям Приказа Правительства РФ №761/20н от 2013 года).

Какие могут быть последствия

При отказе от проведения торгов заказчик не несет ответственности за это перед участниками. Это нашло свое закрепление в п. 4 ст. 36 44-ФЗ.

Исключением являются ситуации, когда незаконное аннулирование госзакупки привело к возникновению убытков у потенциального поставщика.

В частности, если закупка в форме электронного аукциона была аннулирована в последний день для подачи заявок, т. е. с нарушением установленных сроков.

После отмены электронного аукциона заказчик может инициировать закупку в иной форме. Для этого ему необходимо указать соответствующие сведения в плане графике.

Поставщики получают уведомления об отмене закупочной процедуры, после чего ЭТП должны снять блокировку с их денег в размере обеспечения заявки. Деньги на личном счету участников вновь становятся доступными для использования. Таким образом, 44-ФЗ о госзакупках допускает возможность отмены закупки в форме электронного аукциона. При этом закон не содержит исчерпывающего перечня оснований для отмены.

Отменить закупку заказчик вправе за 5 дней до окончания сроков подачи заявок на участие.

Если у него возникли обстоятельства непреодолимой силы, то право на отмену закупки продлевается вплоть до дня подписания контракта с победителем.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otmena-aukciona.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.